Человеческий мозг

Человеческий мозг

Живёт в городе на Неве замечательная женщина, доктор биологии, Черниговская Т. В., которая посвятила свою жизнь тому, что изучает человеческий мозг. Здесь - небольшие выжимки из её лекций.

 Оглавление

 

Черниговская Татьяна Владимировна

Человеческий мозг

Коренная ленинградка, 7 февраля 2019 года ей - 72 года.
Обучалась в ЛГУ на отделении английской филологии.

Серьёзно занималась экспериментальной фонетикой, и работала в институте Сеченова, занимаясь особенностями мозга, связанными с акустикой.

Является профессором СПбГУ (у неё очень много всяческих званий и наград).
Читает доступным языком очень интересные лекции. Причём не только в Питерском университете. Она востребована во всём мире.
Её лекции - о тайнах мозга, о мышлении, о сознании и подсознании.

 

Что находится в черепе?

Человеческий мозг

Головной мозг. В нём, между прочим, значительно больше нейронов, чем на небе звёзд (гораздо больше ста миллиардов).

В нём содержится столько информации, что если её перекинуть на какой-то носитель, а потом заняться просмотром, то на это уйдёт примерно 300 лет.

Когда говорят, что мы используем свой мозг на 5%, это выдумка. Нет никаких цифр на эту тему. Ни один учёный не сможет ничего про это сказать, потому что не знает.

Мозг занимается не только мыслительным процессом, он контролирует как окружающую обстановку, так и работу внутренних органов.

Например - гипофиз в статье Гипотиреоз

Он решает одновременно массу задач (бессознательно).

 

Что важнее - ум или генетика?

Человеку надо знать о себе как можно больше, знать свою подноготную, чтобы быть информированным. Влияние генов существует, это совершенно точно.

Образование и воспитание дают направление развитию каждой личности.

 

Мощность ума

Человеческий мозг

Сегодня и речи нет о том, что известно, что такое мозг. Это самое сложное из всего во Вселенной.  Данной темой занимается весь мир, в изучение вкладываются гигантские средства. Если удастся увидеть хотя бы крошечный процент того, что там происходит, это знание изменит всё вокруг. Потому что мозг всё делает блестяще. Причём любой, даже с самым низким IQ. 

Это совершенная машина, которая пользуется минимальным количеством энергии и проворачивает мощнейшую работу. Условные затраты: обычный ум - 10 W, гениальный - 30 W.

Если предположить супермощный компьютер, который будет способен работать как человеческий мозг (к слову, такого компьютера не существует), ему понадобится энергия среднего города.

 

Я и мозг - это разное?

Человеческий мозг

Человек владеет своим мозгом или мозг владеет своим человеком? Есть ли хоть какая-то свобода воли?
Научные данные говорят о том, что мозг принимает решение за полминуты до того, как приходит такое осознание. Одновременно идёт сигнал (в чувственном виде, не в словах): Всё в порядке, это решение принято тобой.

И тут возникает вопрос - кто человек вообще такой?

Многое делается инстинктивно. Но что значит - инстинктивно?

Каждый человек на один и тот же вопрос может ответить по-разному даже в течение дня. Потому что есть разные настроения и ситуации. Одни и те же факты могут выглядеть по-разному в короткое время.
Жизнь состоит из кучи событий, сложных связей, тем не менее, решения принимаются.
И нельзя отрицать, что частично это происходит под влиянием личности (но что она такое?).

 

Чувства

Человеческий мозг

Чувствами тоже управляет мозг. Ведь он управляет выделением гормонов.
Взять, к примеру, феромоны, которые отвечают за влечение. Но они далеко не одни, ибо химических веществ, влияющих на чувства, очень много. Причём влияние происходит без выхода в сознание.

Очень часто просто кого-то не любишь и всё тут. Или, наоборот - в окружении есть некий отрицательный персонаж, который вызывает симпатию.

Например, ребёнок - был милый и счастливый и вдруг - как с цепи сорвался, ни с того ни с сего. Начинает шалить, да так, что не может остановиться. А виноваты определённые гормоны: не в том количестве выплеснулись (причин множество).

Все учёные (разные нейро-специалисты) считают, что любовь - это истерика (так сказать), и что лечить её надо примерно также: отхлестать по щекам, чтоб страдалец пришёл в себя (утрированно, но смысл такой).

Черниговская считает, что всё не так конкретно. Есть кое-какие вещи, которые не укладываются в химию и физиологию.

 

Мозг не может не учиться

Человеческий мозг

Если человек ляжет на диван и будет на том диване полгода лежать, то он потом не сможет встать, потому что забудет, как это делается. Абсолютно то же самое происходит с мозгом.

Мозг рождён для того, чтобы трудно работать. Ему нужна именно трудная работа (не поедание омлета, а разгрызание камней). Трудность для каждого индивидуума своя.
Для тех, у кого очень высокий интеллект и мощное образование, это должны быть сложные задачи, соответствующего уровня. Для бабушек, что сидят на лавочке - разгадывание кроссвордов является трудной задачей.

Но мозгу нельзя давать лениться, иначе он атрофируется.

Мозг единственно для того и создан, чтобы перерабатывать информацию, это его работа. Значит, эту информацию он должен получать. И чем труднее работа с поступившей информацией, тем лучше для него, в прямом смысле.
Биологически задача каждого существа - адаптироваться и выжить. Чем лучше он знает окружающую среду, тем легче.

 

Человеческий мозг

Человек (сейчас речь о нём) постоянно начеку. Мозг примерно на 75-99% контролирует всё вокруг и работает сам без участия сознания. Отслеживает и реагирует.
Чем лучше качество нейронов, связей и прочего, тем он лучше способен защитить своего человека (опять тот же вопрос - кто чей?).

Бехтерева Н.П. (крупнейший исследователь мозга) написала книгу - "Умные живут дольше". Смысл её в том, что тренированная нейронная сеть и за работой внутренних органов следит качественнее.

Очень хорошая зарядка - изучение языков, запоминание стихов или каких-то таблиц (сложность для каждого своя, но по-прежнему надо помнить, что задача должна быть именно не простая). Тогда мозг будет улучшаться физически: улучшится качество нейронов и отходящих от них отростков, улучшится качество и увеличится количество белого и серого вещества.

 

Гениальность

Она даётся только от рождения. Но этого не достаточно, мозг всё равно нужно включить, то есть - человек должен получить соответствующее образование и воспитание.

Один из примеров: Менделеев и таблица, которую он увидел во сне (подобных событий великое множество). Ведь случилось-то это с большим учёным, который размышлял на эту тему.

 

Переключения

Человеческий мозг

На развитие сильно влияют переключения на другие виды деятельности. Например, с решения задач - на музыку. Причём совсем не обязательно играть, можно просто слушать. Переключать мозг на другой регистр.

Обучение детей всему сразу и есть приучение мозга работать в разных режимах. Происходит развитие нейронов, улучшение биохимии мозга.

 

Суперлюди

Сейчас появилось довольно много людей высокого интеллекта, прагматичных, мотивированных, успешных, готовых работать круглые сутки.

В них пугает вот что: нет уверенности в том, что они - люди.

Они не могут влюбиться, поэтому загулять и проспать. Если лекция была отменена по причине отъезда преподавателя, они будут требовать, чтобы она прошла в другое время. У них нет привычных человеческих черт. Они похожи на существ, прибывших из другой галактики, которым выдали инструкцию.

Делают всё правильно - одеваются и стригутся по моде, интересуются вещами, какими интересоваться актуально. У них всё расписано, всё по плану.

Такова тенденция.

Но дело в том, что переживания необходимы, нельзя создавать ситуации, при которых они не могут возникнуть.

 

Искусство

Человеческий мозг

Вся наша цивилизация, это искусство. Если представить, что её (цивилизацию) нужно описать, то первым делом представляются великие музыканты, художники.

А чтобы вырастали новые, они не должны расти в казарме.

Искусство - это не десерт и не правила приличия.
Музыка - прямой вход в мозг, это другой язык, который даёт отдохнуть от тяжёлых проблем и трудных задач.

Совет: в музей или на концерт нужно ходить не на какой-то конкретный шедевр или автора. Нужно становиться как бы ребёнком, всё забыть и всё воспринимать заново.

 

Поколение гугл

Что плохого в интернете?
Там очень много информации, которую не надо запоминать, потому что она всегда под рукой. Поэтому поколение гугл имеет существенно худшую память.

Никто не говорит, что надо изолировать ребёнка от компьютера. Но надо следить за его умственным развитием другим способом.
Ибо, как говорилось выше, мозгу необходимы трудные задачи, иначе он атрофируется.

 

Виртуальный мир

Человеческий мозг

Потерялась разница между реальным и виртуальным.

Так устроено человечество, что оно любит фантазировать и выходить за рамки реальности. Практически всё искусство: художественные произведения, музыка, сказки и легенды, фильмы и постановки - это выдумки. Всегда так было.

Но чем всё-таки отличается выдуманная реальность в книгах (к примеру) от выдуманного пространства в интернете?

Разница существенная (для мозга):
человек пришёл в мир театра, в мир кино, в мир книги, испытал определённую порцию чувств, а потом вышел оттуда. Физически. Он ощутил эту границу.

А, как говорилось выше, для развития необходимы именно переключения. Человеческий мозг сложно перегрузить, если у него будут подобные (регулярные) переходы.

----------------------

 

Tags: Здоровье

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить