Деревенский стиль - 2
Здесь будет рассмотрен деревенский стиль двух направлений, имеющих похожие по звучанию, но не по смыслу, названия: русский и рустикальный.
По этой ссылке первая часть статьи
Оглавление
- Русская деревня
- Элементы нового русского кантри
- Текстиль
- Другие характерные дополнения
- Рустикальный стиль
Русская деревня
При упоминании данного названия в первую очередь приходит на ум бревенчатый дом, самовар, лавка и печь.
Это так и не так. Разные слои населения жили в разных условиях (даже если не брать во внимание различные волости). А в современном русском кантри всё перемешано.
Условия жизни русичей
- Простая крестьянская изба из одной или двух комнат. Интерьер очень скромный. Всё только жизненно-необходимое: печь, стол, лавки, сундуки.
- Дома зажиточных крестьян имели в быту разнообразные вещи, изготовленные на мануфактурах, привезённые из города. Лампы, зеркала, предметы мебели и прочее.
- В барских домах подобного добра было очень много. Ибо баре жили частично в городе, частично - в деревне. И их быт плотно переплетался с бытом крестьян.
Купеческий дом. Это каменное здание в несколько этажей или деревянный терем.
Купцы жили в городах. Но только крупные города были каменными, и то не полностью. Поэтому в укладе купечества всё же сквозило нечто деревенское.
Внутри всё было красиво, добротно и богато: резная и кованная мебель, много текстиля из восточных стран - бархат, шёлк, вуаль.
Купцы плавали за моря-океаны и привозили заморские вещи, ткани. Не только на продажу, но и для своих семей.
- Княжеские и царские хоромы – это особая статья.
Арки и своды, плотная роспись стен, массивная резная мебель. Изразцовые печи.
Текстиль – бархат, парча и другие красивые дорогие ткани, как привезённые купцами, так и выполненные русскими мастерами.
Это совсем не деревня, но некоторые элементы используются в дизайне для создания русского, былинно-сказочного духа.
В хоромах жить тяжело – слишком всё пёстро и ярко, а в избе – слишком аскетично.
Русская деревня в современном интерьере - это эклектика. Смесь мотивов простого крестьянского жилища и богатого купеческого терема или княжеского дворца, разбавленная другими, более лаконичными стилями. Но избы всё же должно быть больше, то есть уклон - в сторону скромности.
- На самом деле с названиями всё довольно запутанно. Есть русское зодчество, есть псевдорусский и неорусский стили и ещё ряд других ответвлений. Это важно для историков, для архитекторов. Но для создания интерьеров в деревенском духе точное наименование не имеет значения.
Пусть это будет - новый русский кантри
Элементы нового русского кантри
Сруб
Срубы делались не только в России, но и в Норвегии, Дании, Голландии. Там, где холодные зимы и где есть лес.
И, тем не менее, ярким элементом является бревенчатая стена. Хотя бы одна. Можно использовать доски, но их фактуру нужно подчеркнуть.
Печь
Белая, расписная, кирпичная или с изразцами. По форме это должна быть такая русская печь (либо имитация), какой её привыкли представлять.
Большая, с трубой, в идеале - с лежанкой, с арочным сводом устья. С брёвнами, глиняными горшками и прочими соответствующими аксессуарами.
Мебель
Стулья с прямыми высокими спинками. Лавки. Прямоугольный стол. Простые шкафчики и полочки.
Деревянные предметы украшены резьбой, хотя бы немного.
Центром дома всегда был самовар, хоть он и не является мебелью.
Экспонаты в Талашкино
В России в конце 19 века целый ряд известных художников (Малютин, Рерих, Репин, Врубель и другие) под крылом княгини Тенишевой положили много сил для возрождения русских ремёсел, русской темы в изготовлении мебели и утвари.
Художники создавали великолепнейшие эскизы. А резьбу выполняли мастера в селе Талашкино, Смоленской губернии.
Использовались темы былин и сказок.
К сожалению, эта деятельность прекратилась после революции. Сейчас поддерживается энтузиастами, которые продолжают вырезать мебель по сохранившимся эскизам.
Конечно, подобные предметы могли быть только в богатых домах. Но кое-что почерпнуть из этого можно.
Окна
Заметным элементом станет оформление окон деревянными резными накладками.
- Да, по-настоящему окна оформляются наличниками и ставнями снаружи, но если добавить такой декор внутри помещения, получится весьма впечатляюще.
Короткие занавесочки (задергушки). Они могут быть и тюлевыми, и плотными. Светлыми. Их можно украсить вышивкой или вязаными кружевами. Хорошо впишутся оборки.
Плотные шторы - цветные, набивные. Никаких сложностей, всё предельно просто.
Сундуки
Они были неотъемлемой частью русского быта, в них хранилось всё – от постельных принадлежностей и одежды до драгоценностей. И шкаф, и сейф в одном предмете.
Чтобы не каждый мог вскрыть сундук с добром, его со всех сторон обивали железными полосками.
В бедной избе сундук был обычно один. Простой, но достаточно большой. Такой, чтоб на нём можно было и сидеть и спать.
В богатом доме сундуков и сундучков было множество. У всех членов семьи.
И они украшеались росписью, резьбой, накладками. Как в русском стиле, так и в заморском, обычно в восточном.
Роспись на стенах
Характерная особенность богатых княжеских и царских дворцов и православных храмов. Для создания атмосферы – желательный элемент. Не сплошь, как было принято, а фрагментарно.
Но чтобы роспись смотрелась по-русски, надо тщательно изучить стилистику. Не достаточно раскрасить стену "под хохлому".
Текстиль
Набивные ткани
Печать на полотнах была изобретением мастеров Индии. Но потом эта техника распространилась по всему миру.
В России тоже прижилась. Набивные ткани являлись неотъемлемой частью абсолютно всех сословий.
Это и довольно крупные орнаменты, и мелкие рисуночки. В основном - растительного характера. Печать - как монохромная, так и цветная. Чем сложнее рисунок, чем больше красок, тем он дороже.
О технике чуть подробнее можно прочитать здесь Рисунок на ткани
Вышивка, вязаное кружево
Различные полотенца, салфетки, накидки, подзоры для кроватей и прочее в том же направлении. Важные элементы в доме.
Одеяла, коврики выполненные в лоскутной технике. Вышитые картинки на стенах.
Женщины в зимний период много занимались рукоделием – пряли, ткали, вязали, вышивали.
Мужчины - строгали, вырезали, плели корзины, лапти.
В обстановку такие предметы нужно вводить аккуратно, но без них не обойтись.
Половики
Деревенский стиль и полосатые домотканые половики – классическое сочетание не только у русских. Это - элемент небогатого дома.
Ткали их на специальных станках. Из нарезанных тканевых полосок и/или грубых ниток. Дорожки имели ширину рабочей поверхности станка, обычно не шире одного метра. Ими устилали полы и использовали в качестве настенных ковриков.
Ещё вязали круглые половички, о которых можно прочитать здесь - Из старых футболок
В купеческих и княжеских домах на полах лежали восточные ковры.
- Лучше использовать оба варианта. На веранде, на балконе, в одной какой-нибудь комнате или в прихожей можно положить домотканые половики и круглые коврики. Но не во всём доме. Это будет слишком нарочито.
Другие характерные дополнения
Образец изразца для печи, чайник в технике Гжель и матрёшка
Различные образчики известных русских народных промыслов.
Такие, как:
- Гжель.
- Дымковская игрушка.
- Жёстковские подносы.
- Палехские шкатулки.
- Хохломская роспись.
- Каслинское литьё.
- Тульский самовар – как же без него. Этот предмет – центр стола.
- Павлопосадские и Оренбургские платки.
- И прочее.
Хохлома и различные куклы в народной технике
Не надо эти вещи громоздить кучами одни над другими, но их наличие создаст нужное настроение.
- Можно аккуратно добавить лубочные картинки. Например, хорошая связка с полосатыми половиками, лаптями и туесками из бересты.
Иностранцы в основном ассоциируют Россию с медведями, гуляющими по улицам городов. И мужиками в лаптях и с балалайками, хлещущими водку.
Фигура медведя действительно впишется в интерьер. В виде статуэтки.
Хороши будут плетёные или расписные короба. В качестве ёмкостей для хранения рукоделия или любых некрупных бытовых предметов.
Рустикальный стиль
Рустик не является этническим в том смысле, что не имеет отпечатка определённой культуры. Это собирательный образ лесного жилища. В котором задействованы грубые, практически не обработанные природные материалы (или имеющие такой вид).
Классический рустикальный стиль тяжёл и мрачен, напоминает берлогу или дом дикого человека.
Более поздний вариант несколько облегчён для восприятия путём добавления света и современных материалов.
Этот стиль предполагает максимальное сближение с природой. Даже - чересчур, на уровне гротеска.
Что характерно для рустика
- Необработанное дерево и камень.
- Тяжёлая, массивная мебель. Даже если она и мягкая, то вид должна иметь соответствующий – крупная, с кожаной, меховой или грубой текстильной обивкой.
- На грубых досках не очень-то удобно сидеть, поэтому текстиля должно быть много. Но соответствующего характера.
- Мех и кожа могут использоваться активно, и вовсе не обязательно они должны быть натуральными. Вполне достаточно приличной имитации.
- Различные грубые деревяшки, ветки и коряги используются везде, где это возможно. Естественно, надо чувствовать меру. Самый простой способ не переборщить: разбавлять всё дикое не диким примерно один к одному.
Рекомендуется к прочтению: Полезное своими руками
- Рустик практически не находит места для пластиковых или стеклянных поверхностей и предметов. Но в современном быте сложно обойтись без подобных штук. Просто надо стараться сводить их количество к минимуму. Несколько подобных вещиц только подчеркнут окружающую первобытность.
- Все крючки, ручки, кнопки должны быть сделаны из деревяшек или выкованы из металла.
- Впишутся ржавые или просто старые колоритные предметы, где-то найденные, например.
- В тему будут абажуры, сплетённые из веток или собранные из досочек, щепок.
- Камин – обязателен. Причём выложенный из камня. Рядом – кучка брёвен, кочерга.
- Чем всё корявее и необработаннее, тем лучше.
- Пол – грубая плитка, дерево.
- Ткани – натуральные: льняные, хлопковые, шерстяные. В идеале – ручного ткачества.
- Полосатые половики здесь найдут своё истинное пристанище. Не яркие, как в русском стиле. А природных оттенков, от чёрно-коричневого до цвета неотбеленного льна.
Крайне сложно представить себе городскую квартиру подобного вида.
Даже крупные фрагменты будут весьма спорными.
Но вот какие-то вкрапления в качестве эффектной вещицы из коряги или из грубой доски, какая-то железяка или глиняная кривая посудина могут найти своё место не только в офисе, но и дома.
Деревенский стиль может быть представлен практически в любом интерьере, если доза будет небольшая.
------------------------
Tags: Стиль