Шторы в доме - 1
Стоит повесить в пустой комнате хоть какие-то занавески, как всё помещение тут же преображается. Шторы в доме - это важная часть, как интерьера, так и атмосферы в нём. И это не громкие слова.
Оглавление
- Что такое стиль?
- Эпоха Возрождения (Ренессанс)
- Барокко
- Стиль королевы Анны (Английское Барокко)
- Рококо
- Георгианский стиль (Колониальный)
- Неоклассицизм
- Викторианский стиль
- Английский стиль Уильяма Морриса
- Ампир
- Модерн
- Арт-деко (Ар-деко)
Что такое - стиль?
В разное время благодаря моде и тем, кто её задавал, существовали определённые правила по декору домов. То есть - определённые стили.
Они появлялись, видоизменялись, плавно перетекали друг в друга, умирали и, спустя десятилетия, снова возрождались. Поэтому это понятие - стиль - довольно размытое.
В наше время им принято считать какой-то наиболее характерный набор элементов, свойственный тому или иному историческому отрезку времени.
Ниже - лёгкая пробежка по базовым, общепризнанным стилям и рекомендации по наиболее подходящим оформлениям окон.
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Картины художников Позднего Возрождения Яна Вермеера и Герарда Дау
Длилась она примерно 300 лет. 14, 15 и 16 века. И её условно делят на периоды Подготовительного, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения.
Тогда обстановка жилища была, мягко говоря, очень простой. Столы, стулья. Большие кровати с балдахинами. Конечно, всё украшалось красивой резьбой и другими элементами. Однако помещения были полупустыми.
Окна долгое время не имели штор, вместо них использовались ставни.
И только к концу периода Позднего Возрождения (к концу шестнадцатого века) на окнах появились очень простые полотнища, чисто функциональные.
Англия. Боллинг холл. Одно из старейших зданий. Естественно, неоднократно модернизировался. Но основа осталась неизменной.
Довольно богато драпировали кровати и дверные проёмы.
- В дверях висели портьеры. На ночь ими закрывали вход в комнату, а днём - раздвигали и подвязывали специальными шнурами по сторонам.
- Пологи на кроватях использовали также: на ночь распускали, на день обычно подвязывали шнурами к столбам.
И портьеры и балдахины сохраняли тепло.
Орнаменты эпохи Возрождения
Именно в это время были изобретены различные техники, появились красивые виды парчи, жаккарда, бархата. Ткани стали расписывать и набивать. На них делались аппликации и вышивка. В основном - крупные цветочные мотивы.
Ламбрекены появились в начале 17 века.
Барокко
Париж. Опера Гарньер (Гранд Опера). Зал в стиле барокко
Родина - Италия (до середины 18 века). Стиль напоминал театр. Маскарады, фейерверки, переодевания и перевоплощения.
В Барокко всё гигантское – дверные и оконные проёмы выше человеческого роста в несколько раз. Множество больших зеркал, зрительно увеличивающих пространство.
Фрагмент картины Доминико Фетти (1589-1623). Орнаменты эпохи Барокко
В противовес Ренессансу - так называемая "боязнь пустоты". Всё пространство заполняется обилием деталей. И в орнаментах в том числе.
Шторы на окнах, портьеры, балдахины – всё достаточно сложных форм. Обилие многослойных деталей и декора.
Тем не менее, в период барокко ценили свет, поэтому окна днём старались открыть максимально.
Стиль королевы Анны (английское Барокко)
Англия (начало 18 века). Стиль отличался сдержанностью и симметрией. Это относилось в том числе и к шторам, и к портьерам, и к балдахинам.
В тот период начались колонизации восточных стран, и в Англии появились предметы и ткани из Индии, Китая, Японии.
Английские мастера тоже стали использовать их мотивы для своих изделий.
В стиле шинуазри обои, чаша на столе и роспись экрана справа
И это добавление восточной тематики стало неотъемлемой частью английского стиля на все времена.
Рококо
Франция. Версаль
Франция (вторая половина 18 века).
Обращение к природе - это было главное настроение Рококо. Ткани с растительными орнаментами, гирляндами, букетами, волнистые переплетающиеся линии.
Париж. Музей Ниссим-де-Камондо
Ярко выражен эротизм, культ Прекрасной Дамы.
Популярные темы:
- рай влюблённых, нега и безделье;
- пастухи и пастушки в пышных нарядах, играющие на свирелях;
- пикантная полуодетость.
- В моде – шинуазри.
Оттенки – нежные, пастельные. С особенными названиями:
- розовый помпадур,
- сомон (цвет сёмги),
- палевый,
- бланжевый (кремовый),
- карникино (телесный),
- гри де перль (жемчужно-серый),
- перванш (серо-голубоватый),
- планшевый (желтоватый, светло-охристый),
- цвет льна,
- холодного золота.
А также: цвет "живота только что постригшейся монахини" или цвет "бедра испуганной нимфы".
Что касается занавесей, то они богаты, с достаточно сложными драпировками и декором. Шторы в доме в стиле Рококо должны быть светлыми и с растительным узором на ткани.
Георгианский стиль (Колониальный)
Англия (1714 - 1820). Период правления трёх Георгов - I, II и III.
Этот стиль по сей день всеми любим и называется классическим английским стилем. В наши дни используют принципы, основы, базовые элементы.
- Симметрия, чёткие линии, практичность и элегантность – вот его характеристики.
- Восточные мотивы (шинуазри).
- Хорошие материалы, дерево, мрамор.
Окна оформлялись по чёткой схеме:
- Резной позолоченный (обычно) деревянный карниз.
- Жёсткий, сложной конфигурации ламбрекен. Его можно было как угодно украсить дополнительными мягкими драпировками.
- Декорирование позументом, бахромой, кистями и прочим.
- Подъёмная штора (французская или австрийская), которая в поднятом положении могла полностью прятаться за ламбрекен.
- Подхваты - кисти.
В наше время крайне редко соблюдают схему буквально, чаще - её упрощают, исключая один-два пункта. Но общий вид всегда остаётся прежним. К тому же активно используются бахрома, кисти, позументы.
Неоклассицизм
Италия-Франция (этот же период, весь 18 век и начало 19-го).
Европе надоела вычурность, и она ударилась в античное искусство, в подражание древним. В простые линии и светлые оттенки.
Использовались греческие орнаменты (меандр) и растительные орнаменты с крупными завитками, Листья аканта, пальметты и лавровые венки.
- Карниз на окне – чаще резной, позолоченный.
- Хорошо подходит простой, лаконичный шабрак.
- Шторы – симметричные, пара.
- Ламбрекен (он не обязателен) должен состоять из крупных свагов и хвостов с выраженными складками.
- Зачастую используется тщательно продуманная драпировка (имитация греческих тог).
Шторы в стиле неоклассицизма в наше время в идеале должны быть светлыми.
Это могут быть просто прямые полотна (колонны). Полотна, в сочетании с красиво заложенными в крупные складки свагами. Или же сваги, как самостоятельные элементы оформления.
Викторианский стиль
Англия, правление королевы Виктории (до начала 20 века).
В чём же его суть?
Развивалась промышленность, появились фотографии, гравюры, штамповки из крашеного гипса, имитирующие дорогие бронзовые предметы, "лепнина" из папье-маше.
Средний слой стал создавать свои жилища по принципу: "полная чаша".
Сравнительно недорого можно было купить всё что угодно и этим украсить свой дом. Обои и ковры с немыслимыми узорами. Различные безделушки и репродукции картин.
Окна одеты в многослойные шторы и ламбрекены с бахромой и зачастую - с оборками. Наиболее популярный рисунок на тканях - плотный, цветочный.
Английский стиль Уильяма Морриса
Интерьер в стиле Уильяма Морриса
Параллельно существовало общество под руководством Уильяма Морриса "Эстетическое движение".
Оно выступало против душных драпировок и против "философии изобилия".
Моррис создавал красивые обои и ткани (этот бренд существует до сих пор). По его дизайну - на окнах висели совершенно простые по крою полотна. Но текстиль и обои всё равно были довольно пёстрыми.
- Когда говорят - "английский стиль", всегда нужно уточнять - Георгианский, Викторианский или стиль Уильяма Морриса. Ибо они разительно отличаются.
Ампир
Длился недолго, 10 лет. В правление Наполеона (до 1815). Он его создал искусственным образом.
Признаки:
- Атрибутика римских легионеров (орлы, связки копий, топоры, щиты).
- Сочетание с египетскими мотивами.
- Пчёлы, звёзды.
- Орнаменты из дубовых листьев.
- Цвета наполеоновского флага: красный, синий, белый. И ещё – тёмно-зелёный. Сегодня используют и другие цвета.
Комната в замке Мальмезон и комната в Фонтенбло. Авторы фотографий - Moonik и Carolus
- На деревянном карнизе - резьба, соответствующая стилю. Но чаще использовались карнизы, имитирующие флагштоки.
- Ламбрекены – драпировка на штангах, как бы созданная из знамён. Много золотой бахромы, кистей, шнуров.
- Шторы должны поддерживать эту тему. Симметрия не обязательна.
- Ткани – бархат, шёлк.
Портьеры в стиле ампир желательно делать именно на карнизах-флагштоках. Иногда их слегка наклоняют, имитируя перекрещенные знамёна. Эффектно.
Модерн
Барселона. Архитектор Антонио Гауди
Стиль зародился в Европе, одновременно в нескольких странах (ар-нуво, югендстиль, либерти и другие) в 1880-х годах.
Прекратил существование с началом Первой мировой войны 1914г. Но до сих пор есть фанатичные почитатели этого стиля.
Он очень красив, но очень дорог. Всё - по спецчертежам и спецпроектам.
Орнаменты в стиле модерн
Характерные особенности:
- Волнистые линии.
- Всюду – имитация растительных стеблей.
- Витражи.
Слева - витраж Тиффани. Справа - характерные приметы.
- Формы плавные и обтекаемые.
- Павлины, лилии, пионы, ирисы.
- Женские фигуры с развивающимися волосами.
- Птицы, насекомые.
Шторы шьются по такому же принципу, можно без симметрии. Как простые, так и многослойные.
Арт-деко (ар-деко)
Этот стиль зародился во Франции в 1920-е. В мире был популярен до конца 40-х.
Сочетание модерна, этники, классицизма, футуризма и многого другого. Эклектика, одним словом.
Яркие признаки:
- Геометрические узоры.
- Этнические узоры.
- Африканские и индийские мотивы.
- Контрасты и яркие цвета.
- Богатые орнаменты.
- Символ солнца.
Дорогие материалы: слоновая кость, крокодиловая кожа и так далее. Но всё же форма важнее дорогих материалов. Этот стиль называли "стилем звёзд".
Арт-деко вернулся в 90-х годах, слегка видоизменившись.
Безусловно, сохранились элементы, характерные именно ему. Например - символ солнца, пересекающиеся ромбы, зигзаги и другие геометрические орнаменты.
Этот стиль активно используют дизайнеры всего мира там, где нужно совместить функционал и роскошь. Экстравагантность и гармонию. Геометрию и обтекаемость. Идеально подходит для различных общественных мест, таких как гостиницы, рестораны.
Орнаменты в стиле ар-деко
Шторы в доме арт-деко могут быть, а могут и отсутствовать. Если есть, то форма – достаточно простая, ибо они - фон для всего остального.
-------------------------
Вывод:
Чтобы сшить шторы максимально приближенными к какому-то определённому стилю, нужно изучить его характерные особенности и учесть их при создании оконного декора.
Продолжение этой статьи здесь: Шторы в доме - 2
Книга "Технология пошива штор"
Если есть желание, шторы можно научиться шить самостоятельно, используя помощь настоящего мастера.
Эта книга (от опытного специалиста в этом деле - Хоружей Галины Александровны) станет хорошим подспорьем.
В ней есть подробные пошаговые описания всего, что и как надо делать. А также множество пояснительных рисунков.
Учитесь шить шторы, если ещё не умеете. Шейте правильно, если знаете недостаточно. Умельцам же книга будет добрым советчиком.
Чтобы узнать подробности - жмите на картинку.
Tags: Стиль