Праздник кино

Праздник кино

В календаре есть пара дней, которые предлагают желающим провести праздник кино, или день рождения кинематографа. Всемирный день (28 декабря) и Российский день (27 августа).

 

Оглавление

Когда всё началось?

Праздник кино

Если говорить о киносеансах, то именно 28.12.1895 года, в Париже, на легендарном бульваре Капуцинок, в доме 14, в Индийском салоне Гранд-кафе, состоялось это событие - рождение киноискусства.

Но если говорить о предшествующих открытиях, то гораздо раньше.

Камера обскура

Предтечей кинокамеры была камера обскура. Тёмная комната или большой ящик, с крошечным отверстием в одной стене. Свет, проходя через это отверстие, создавал изображение того, что находилось снаружи, на противоположной стенке камеры (только в перевёрнутом виде и без чёткого фокуса, но зато в цвете и с соблюдением пропорций).

Первые упоминания о таких штуках относятся к 5 веку до новой эры. Китайцы использовали подобные палатки для наблюдения за солнцем и другими небесными объектами.

Считается, что Леонардо да Винчи - первый из художников, который стал рисовать, используя камеру (во всяком случае, он подробно её описал). Были и другие живописцы, которые рисовали как пейзажи, так и портреты (кстати, их картины тоже не имели чёткости).

Со временем (за период 15-17 веков) устройство усложнялось, добавлялись отражатели, подсветка и даже объектив с линзой (для резкости). Появилось новое название - волшебный фонарь. Устраивались показы проекций различных картин (уже не в перевёрнутом положении).

В России известно такое название: "махины для снятия першпектив". При их помощи создавались изображения улиц крупных городов и всевозможных широкомасштабных видов.

Линзы с течением времени становились всё лучше, в объективах их становилось всё больше.

 

Праздник кино

Вскоре было изобретено светочувствительное покрытие (для пластин, размещаемых на задней стенке аппарата). И камера обскура, уменьшившись в размере, превратилась в фотокамеру.

 

Два учёных

Два человека из разных стран приложили свои мозги и руки к созданию аппаратов:

  • под названием фенакистископ (Жозеф Плато, бельгийский физик)
  • и - стробоскоп (Симон фон Штампфер, австрийский математик).

Аппараты очень похожи, учёные не знали о работах друг друга. Но первенство всё же принадлежит Плато, ибо он подробно всё описал.

Случилось это изобретение в 1828-1833 годах.

Производством занялись Майкл Фарадей и Макс Роджер. Популярная была игрушка в мире.

 

Так что же такое - фенакистископ?

Если с точки зрения обывателя, то - ящик с дырочкой, в которую надо смотреть. Там можно увидеть движущиеся нарисованные фигурки. "Фильм" длится несколько секунд и повторяется бесконечное количество раз.

Технически можно описать это так: внутри ящика находится вращающийся картонный круг с изображениями фигурок в различных позах, которые быстро проскакивают перед отверстием (с очень короткой задержкой, чтобы глаз успел отследить), в которое смотрит наблюдатель.
Вот такое "кино".

 

Зоотроп - а это что?

Со временем аппарат совершенствовался, улучшался, усложнялся.

Появился зоотроп (1834 год, Уильям Джордж Хорнер, английский математик). Не ящик, а цилиндр, и в него помещалась лента с рисунками. Фильм удлинился в пять раз (примерно).

Через 10 лет появились зоотропы, проецирующие изображение на экран (вместо бумажных лент были использованы стёклышки с картинками, сквозь которые шёл направленный луч от фонаря).

 

Изобретения в период 1870-1880

Праздник кино

Позже, лет через 30, была придумана хронофотография. Это когда движущийся объект снимается на фотокамеру через равные крошечные отрезки времени.

Чтобы такая съёмка стала возможной, предварительно должны были усовершенствоваться фотоматериалы, светочувствительный слой и прочие процессы. Что, собственно и произошло, благодаря Луи Дагерру (дагерротипия - так раньше назывались фото на стеклянных пластинах) и Жозефу Ньепсу.

 

Фотосессия на ипподроме

Праздник кино

Известный эксперимент с лошадкой, который был проведён в Калифорнии в 1878 году, стал одним из прототипов настоящего кино (не нарисованного).

Возвели длинную белую стену, вдоль которой должна была бежать лошадь.
Напротив стены, на равноудалённых участках стояли камеры в боевой готовности (12 штук). Их затворы держались при помощи тонких шнуров, натянутых поперёк беговой дорожки.
Лошадь скакала, срывая своей грудью шнуры, затворы щёлкали, камеры делали снимки.

Это всё проделал английский фотограф Эдвард Мэйбридж (с целой дюжиной помощников) по заказу калифорнийского губернатора. Тот хотел посмотреть все движения лошади в процессе бега.

Позже Мэйбридж увеличил число камер вдвое и стал использовать изображения в зоотропе своего изобретения (под названием зоопраксископ), проецируя движущиеся фотографии на экран.

Он снимал различных животных и человека в беге, ходьбе, с целью зафиксировать фазы движения для учёных мужей (это ему хорошо оплачивали). Его фото использовались в различных научных трудах. 

 

Но были и другие

Например, математик из Франции Этьен Маре придумал "фоторужьё" (10 кадров в секунду). В ней использовалась тонкая бумага свёрнутая в рулон (с соответствующим слоем).

Ещё один француз, Эмиль Рено, придумал оптический театр.
Он создавал практически полноценные фильмы, собранные из коротеньких роликов в несколько секунд (в картине не более ста штук). В которых был сюжет, развитие и концовка.

Это был настоящий, хоть и небольшой, праздник кино. Ибо оно транслировалось на большой экран. При этом актёр, который находился рядом, описывал историю вслух с выразительной декламацией. А также (фрагментарно) использовалось музыкальное сопровождение.

Конечно, зрелище проходило не в большом зале, но, тем не менее, зрители были. И они наслаждались творческим решением автора.

 

Рождение плёнки

Праздник кино

Американский учёный Хайат изобрёл целлулоид (вид пластмассы) в 1870 году. А через некоторое время (в 1877 году) фотограф из России Болдырев Иван предложил делать фотоплёнку из этого материала.

И спустя пару лет такая плёнка появилась на американском рынке (изобретатель Истмэн).

 

Конец 19 века

  • В 1893 году русский учёный из Санкт-Петербурга Иосиф Тимченко изобрёл кинопроектор. Он снял свою семью и других людей. Показывал своё изобретение и Российскому научному совету, и различным богатым предпринимателям.
    Но денег на дальнейшие шаги ему никто не дал.
  • В 1894 году Томас Эдисон работал на тему создания кинематографа. Потом привлёк к этому делу Уильяма Диксона, и они в паре придумали кинетоскоп, который демонстрировал фильм, но только для одного зрителя и в ускоренном движении.
  • В 1895 году братья Люмьер в феврале запатентовали свой аппарат, назвав его синематограф. Кстати, скорость кадров была как у Эдисона.

У Люмьер в то время был завод по выпуску бумаги и пластин для фотоаппаратов и зоотропов всех мастей.

 

Эдисон запатентовал свой кинетоскоп раньше, но так как он не мог предложить просматривать фильмы массово, то родоначальниками киноискусства считаются братья Люмьер.

Их изобретение имело ещё парочку достоинств: для съёмок не имело значение место (хоть - помещение, хоть - улица) и лента готовилась к просмотру очень быстро.

 

Деятельность братьев Люмьер

Праздник кино

Поначалу они сами снимали фильмы (не без помощи других специалистов, конечно же).

Свой первый киносеанс (бесплатный) братья провели в Париже в марте (для особо приглашённых). Были и другие подобные показы.

Но 28 декабря было решено продавать билеты всем, кто пожелает прийти. Это событие и стало считаться тем самым рождением кино как искусства.
О нём так много писали газеты, что предприниматели стали получать заявки на проведение сеансов по всей Европе. Тогда Люмьер придумали франшизу: на точках партнёрами организовывались кинотеатры с купленным у них оборудованием и всем прочим. В течение двух лет показы состоялись не только в европейских городах, но и в России, Америке, Японии, Австралии.

Вся эта история продолжалась недолго, появились конкуренты, более совершенные аппараты.

 

Праздник кино

И Люмьер сосредоточились на улучшении качества фото и киноплёнки (сначала - чёрно-белой, потом - цветной). Торговали ею вплоть до 40-х годов 20 века.

В тот период, когда братья снимали свои короткие фильмы, они заложили основу операторской и режиссёрской профессиям, придумав и документальное и игровое кино, хронику и комедию, а также различные способы работы с камерой и освещением.

 

Петля Латама

Праздник кино

Внешне - маленькое изобретение, но оно в корне изменило всю киноиндустрию.

Ибо Вудвил Латам смог увеличить протяжённость фильмов, он создал приспособление (в 1897), благодаря которому получилось использовать длинную плёнку.

Петля Латама - это лёгкая слабина, которая создаётся в механизме перемотки для того, чтобы плёнка не рвалась. Ранее в бобине использовалось не более 15 м (1 минута фильма), с петлёй же возможность увеличилась в 10 раз и более.

Не зря Томас Эдисон выкупил этот патент, чтобы монополизировать производство техники с этим приспособлением. Срок патента истёк только в 1913 году. И тогда петля появилась во всех проекторах всех изготовителей.

 

И пошло-поехало

Праздник кино

Стали появляться новые машины и приспособы, оборудование усложнялось и совершенствовалось. Процесс набирал обороты с космической скоростью и этого уже не остановить.

Индустрия производства фильмов стала настолько влиятельной, что ни один человек (в цивилизованном обществе) не может помыслить своей жизни без её продукции.
Ведь никто не осмелится утверждать, что у него нет любимых фильмов.

 

Праздник кино

Поэтому смело можно считать, что праздник кино, а точнее - Всемирный день кино и день Российского кино тоже, - это общечеловеческие события, причём - радостные.

--------------------

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  -

Ещё статьи

/

/

/

/

/

/