Рисунок на ткани - 2
Существует несколько видов батика. В статье рассмотрим технику холодного батика, она попроще будет (это не значит, что - просто).
Тем не менее, рисунок на ткани таким способом реально может выполнить неопытный человек, если у него возникнет такое желание.
Первая часть статьи здесь: Рисунок на ткани - 1
Оглавление
Что для холодного батика нужно
- Ткань
- Краски и Ko
- Кисти и другие приспособы
- Рама (подрамник)
- Что нужно для запаривания
- Процесс коротко, по пунктам
Что для холодного батика нужно
Ткань
Чаще используют шёлк (100%). Это вовсе не обязательно. Можно взять хлопок или смешанную ткань - шёлк с хлопком, шёлк с шерстью. Но всегда состав должен быть полностью натуральным.
Какой он - шёлк?
Он бывает разным по плотности, по весу, по внешнему виду, по способу переплетения. Ниже - только некоторые представители:
- Атлас - плотный и блестящий.
- Жаккард - довольно рыхлый и имеет вытканный рисунок.
- Крепдешин - полупрозрачный, лёгкий, шершавый.
- Используют даже шёлковый бархат.
Купить можно в специализированных магазинах для творчества или в магазинах тканей (обычная стоимость - от 500 до 3000 за метр, зависит от качества).
Краски и Ko
Есть два вида - акриловые и парозакрепляемые. Внешне, в ёмкости они отличаются прозрачностью - первые - мутные, вторые - абсолютно прозрачные.
Акриловые. Закрепляются утюгом
Суть их в том, что они обволакивают нити плёночкой. Из-за чего материал слегка теряет в подвижности.
Есть баночки с надписью - Для тканей. Так вот, они не годятся. Их вотчина - трафареты и штампы.
Правильные, для росписи, должны быть с пометкой - Для шёлка или Батик. В отличие от других, эти - жидкие.
Они яркие, хорошо держатся на ткани, легки в работе: нанёс, высушил, проутюжил. Готово.
Парозакрепляемые - название говорит само за себя
Краситель проникает в нить, пропитывая волокна насквозь. Но для закрепления нужно длительное взаимодействие с высокой температурой.
Зато мягкость ткани остаётся такой, какой она была до процесса.
Готовые рисунки тоже яркие, сочные, долговечные.
Резерв или резервирующий состав
Он может продаваться в баночках-бутылочках или в тюбиках. Бывает прозрачный, бывает - цветной.
Им очерчивают контуры.
Но это не простой контур, который укладывается на поверхность ткани, а состав, проникающий и на обратную сторону полотна. Резервом создаётся граница, за которую краске не пройти.
Важно при покупке акриловых красок не перепутать тюбики - есть Контур, а есть - Резерв.
- Акриловые и парозакрепляемые краски между собой не смешивают. Это же касается и резервирующих составов.
Кисти и другие приспособы
- Для акрила нужны кисти синтетические, ибо с этих волокон хорошо смывается плёнка, образующаяся после подсыхания краски.
- Для парозакрепляемых лучше использовать кисти с натуральным ворсом, со щетиной.
- Баночки-стаканчики для разведения.
- Стеклянные трубочки. Их используют для резерва. Наливают в них определённую порцию и аккуратно обводят контур. Чтобы не наделать клякс, носик постоянно поворачивают. Вниз - работа, вверх - пауза.
- Фен. Обычный, бытовой или специальный, не важно. Струя тёплого воздуха может быстро остановить расползание красителя по ткани.
Рама (подрамник)
Ткань должна быть сначала постирана, подсушена, проутюжена. А потом - натянута на подрамник.
Существуют различные варианты специальных, изготовленных промышленным способом, приспособлений. В том числе - крючки для растягивания материала. Продаются в магазинах.
Но вполне достаточно сколотить рамку из досочек. Нюанс: чтобы при работе дерево не пачкалось, его надо заранее обклеить обычным бумажным скотчем.
Для закрепления полотна используют канцелярские кнопки.
- Процесс росписи практически одинаков для обоих видов красок.
Рисунок на ткани акрилом достаточно будет хорошо проутюжить. А вот процесс с парозакрепляемыми красителями посложнее будет.
Что нужно для запаривания
Либо специальное оборудование, либо - пароварка, либо - ведро.
Самый бюджетный способ с ведром
- Нужна кучка камней или черепков. Их укладывают на дно, как бы его утолщая. Они сильно прогреваются и дают хороший пар без брызг.
- Вода. Она наливается так, чтобы на несколько сантиметров перекрыть камешки-черепки.
- На ведро сверху либо укладывается перекладина (хорошо фиксируется, чтобы не сместилась), либо натягивается верёвка.
- Пара толстых пледов-одеял. Они будут лежать сверху во время процесса. Во-первых - для сохранения температуры. Во-вторых - для впитывания всей влаги, чтобы не образовывался конденсат, и капли не испортили изделие.
Почему не используют подушки? Потому что одеяла проще просушить.
- Газовая или электрическая плита.
Процесс коротко, по пунктам
1. Заготовить контурный рисунок-эскиз на листе бумаги в натуральную величину.
2. Подготовленный сухой шёлк натянуть на подрамник. Достаточно плотно, ибо при намокании ткань слегка провиснет.
3. Эскиз подложить под материал и обвести его мягким карандашом (8b) или исчезающим маркером.
4. Все эти линии дублируются резервирующим составом при помощи стеклянной трубочки или тюбика с тонким носиком. Эта работа проделывается максимально тщательно, чтобы потом не было протеканий. То есть - все контуры должны быть замкнутыми.
5. Резерву надо дать высохнуть. Лучше - сутки. Затем - проверить водой. Порисовать просто мокрой кисточкой внутри элементов. Если есть прореха, то вода протёчёт сквозь неё.
6. Основная часть творческого процесса.
В отдельных посудинках разводятся водой нужные оттенки. По мокрому материалу краски будут лучше расплываться и смешиваться между собой. По сухому - тоже будут, но чуть хуже.
7. Заливаются все необходимые фрагменты, причём на каждом участке можно использовать несколько оттенков. Главное - сначала накладывать светлый тон, потом - темнее, потом - ещё темнее.
8. Крупная соль. На этом этапе можно использовать её крупинки, которые взаимодействуя с красителем (только с парозакрепляемым, не с акрилом) дают интересные разводы. Ткань должна сохнуть сама, без помощи, иначе не получится этот эффект.
9. Если соль не использовалась, можно полотно просушить феном. Затем - заняться росписью тонкой кисточкой и контуром, если есть в этом нужда. Снова всё просушить.
10. Снять полотно и аккуратно завернуть в газеты. При сворачивании не прижимать рёбра, иначе эти складки потом не разгладятся.
11. Свёрток связать ниткой и подвесить в ведро так, чтобы он не соприкасался ни с водой, ни со стенками ведра, ни с одеялами сверху.
12. Воду довести до кипения и поставить на среднюю температуру. Запаривать 1,5-2 часа.
13. Аккуратно разобрать всю конструкцию.
14. Развернуть газеты и очень тщательно выполоскать вещь в холодной воде. Затем простирнуть шампунем, тоже в холодной воде и снова очень хорошо выполоскать.
15. Затем мокрую ткань разложить на ненужном полотне лицом вниз и проутюжить до высыхания. Если рисунок отпечатается, то изделие надо ещё раз постирать и прополоскать. И снова отутюжить.
16. Если это шарфик-платочек, края подшивают узким подрубочным швом (американка или московский - это один и тот же шов).
Видео - Холодный батик - Цветы
Мастер-класс от Надежды Улумбековой.
Видео - Холодный батик - Бабочка
Мастер-класс от Надежды Осадченко о том, как сделать рисунок без явно заметных разграничительных линий.
Техника набойки
Рисунок на ткани в технике набойки - процесс долгий. И заинтересует он не всех. Но в некоторых случаях можно сделать поистине замечательные вещи.
Например - скатерть. Вышивать - очень долго. Покупать готовую - либо дорого, либо - не то, что хочется.
А если проложить определённое количество оттисков по периметру или по всему полю однотонной хлопковой ткани, получится очень даже эксклюзивная вещица.
Краска используется акриловая, густая. Та, что с маркировкой "Текстиль" или на которой написано "Для ткани".
Для работы нужен штамп
Его придётся купить. Печати из картошки и ластиков пусть остаются детям. А взрослым нужно всё делать по-взрослому.
Например, на сайте Ярмарка Мастеров большой ассортимент и вполне демократичные цены (200-500). Есть в магазинах для творчества как онлайн, так и офлайн.
Как наносить краску на поверхность штампа
Губкой, аккуратно, чтобы не было лишних капель, пузырей. Вбивающими движениями потыкать сверху под прямым углом к поверхности.
После чего штамп приложить на нужное место. Затем постучать по нему молоточком (резиновым или деревянным, причём желательно обмотанным чем-то мягким). Не сильно, чтобы не сломать.
Печатать можно несколько раз подряд. При этом посматривать - не затекла ли краска в углубления, потому что даже при самом аккуратном нанесении происходит постепенное заполнение пустот.
Как только было замечено подобное явление - штамп промыть водой и щёткой, высушить и потом продолжить.
- Естественно - перед началом работы с главной вещью, надо порепетировать на лоскуте.
- Лучше - накануне, чтобы узнать - сколько раз получается качественный оттиск.
- Поэкспериментировать с влажным и с сухим штампом.
- Посмотреть, на какой подложке получается лучше - на упругой резине, на твёрдой столешнице, или есть смысл подложить слой ткани, например.
Далее - как обычно. Сутки на просушку, потом - на утюг. Гладить без пара с изнанки 5 минут, потом - с лица.
Видео - Штампы
Урок о том, как правильно делать оттиски от мастерской "Ударница"
Видео - Оригинальный ход
На просторах интернета был найден интересный способ изготовления штампа при помощи силиконового герметика. Так можно изобразить довольно сложный рисунок на ткани.
----------------------------------